Психолого-педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации. Введение.

Об авторе: Зонтова Ольга Викторовна, методист-организатор реабилитации после кохлеарной имплантации ФГБУ НИИ ЛОР, вице-президент программы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Я слышу мир!», (Санкт-Петербург).
Опыт работы с пациентами после кохлеарной имплантации – 13 лет. Директор центра интегрированного обучения.
https://www.facebook.com/olga.zontova

Качество жизни человека, его адаптация и интеграция в общество зависят от невербальных и вербальных коммуникативных способностей. Такие способности закладываются с самого рождения ребенка и развиваются наиболее в сензитивный период развития речи на основе естественного слухового восприятия. На базе полноценного физического слуха формируется функциональный слух ребенка, который способствует развитию спонтанной речи.

Естественное слуховое восприятие «обычному» ребенку обеспечивает полноценный слух. Слабослышащему и/или глухому ребенку лучший слух обеспечивает слухопротезирование (слуховые аппараты и слуховые импланты). Но, это помогает восполнить лишь «физический» слух, т.е. дает только детекцию звукового сигнала – ребенок начинает слышать окружающие звуки. Способность к опознаванию, распознаванию и различению на слух звуков предполагает хорошо развитый «функциональный» (для речи — фонематический) слух, на базе которого развивается спонтанная устная речь ребенка.

Ребенку с нарушенным слухом для активного развития понимания и самостоятельного использования устной речи ему необходимо максимально качественно слышать окружающие звуки. Без достаточного уровня развития слухового восприятия у него будет затруднено усвоение пассивного и накопление активного словаря, затруднено правильного произношение звуков. При этом, никакая механическая постановка звуков и искусственное обучение речи не заменят ее естественного восприятия на слух. Ранее, в связи с невозможностью техническими средствами для протезирования слуха дать людям с нарушенным более качественный звук, методы сурдопедагогики прошлых периодов заключались в максимальном задействовании других сенсорных систем человека и замене слухового восприятия другими, например зрительным или тактильным. Сейчас, в связи с возможностью использовать качественные и современные технические средства для слухопротезирования, сурдопедагогика нового периода опирается на хороший физический слух при организации реабилитации и обучении глухих и слабослышащих детей и развитии у них спонтанной естественной устной речи.

Именно поэтому большую роль для ребенка с нарушенным слухом со слуховым аппаратом (СА) или после кохлеарной имплантации (КИ) играет адекватная настройка используемого им технического средства. Такую процедуру настройки проводит аудиолог. Аудиолог – это специалист, который проводит первое включение и последующие настройки. Этот же специалист присутствует на операции по кохлеарной имплантации и проверяет показатели работы импланта во время самой операции (интраопреационное тестирование).

Чем точнее будет настройка СА или процессора системы КИ, тем качественней будет слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом, позволяющее развиваться функциональному слуху, на базе которого самостоятельно (хотя бы в минимальной степени) будет формироваться устная речь ребенка.

Именно поэтому необходимо максимально помочь аудиологу максимально быстро и эффективно произвести настройку аппарата.

Цель информальной и формальной деятельности сурдопедагога (реабилитолога) и близких ребенка с нарушенным слухом – создание специальных условий для диагностики адекватности настройки слухового аппарата и/или процессора системы кохлеарной имплантации и наблюдение за поведением ребенка.

При этом, если протезирование слуха (даже с самыми передовыми технологиями) применяется на одном ухе, моноурально, то утраченная или поврежденная слуховая функция ребенка не может восполниться в полной степени, что не приводит к формированию или восстановлению коммуникативных функций. Человек наделен билатеральной слуховой системой, чтобы легко и комфортно слышать. В разных условиях – ему необходимо два уха и нормально развитый физиологический механизм бинаурального взаимодействия в центральных отделах слухового анализатора. Бинауральный и билатеральный слух способствует лучшему физическому, функциональному слуху, развивая фонематический слух ребенка и способствуя быстрому развитию спонтанной устной речи.

Ниже представленные рекомендации помогут в диагностике адекватности настройки слухового аппарата и/или процессора системы кохлеарной имплантации.

Если вы с ребенком прошли все 10 этапов диагностики положительно, то — значит слух ребенка максимально приближен к слуху нормально слышащего человека. Только тогда у ребенка со СА или после КИ возможно развитие спонтанной устной речи, как у слышащего человека. И, только тогда педагогическая помощь принесет максимально положительный результат, время специалистов не будет потеряно зря, ребенок начнет понимать всю обращенную речь, все звуки вокруг него, будет хорошо и правильно говорить. Это и есть цель всей коррекционно-педагогической помощи для ребенка с нарушенным слухом.

В такой работе хорошим помощником будут данные методические рекомендации и рабочая тетрадь к ним. В рабочей тетради работает сам ребенок под руководством взрослого. Также рабочая тетрадь является дневником для близких и родителей ребенка и некоторые страницы тетради заполняются ими. Работая тетрадь для специалиста служит поводом для анализа физического и функционального слуха ребенка и уровня обученности близких по взаимодействию со своим ребенком для лучшего развития его слухового восприятия.

Кроме того, все материалы в методических рекомендациях и рабочей тетради максимально направлены на развитие ребенка, формирование и развития его языковой деятельности и спонтанной устной речи.

Желаю успехов в работе!

Расскажите или сохраните себе:

Автор: Елена Кулакова

Посмотреть все статьи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *